Страничка учителя-дефектолога

Консультация для родителей : "Черты толерантной личности."

Консультация для родителей на тему:

"Черты толерантной личности"

        Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Все чаще становится очевидно, что в нашем обществе возникла новая проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности. В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

Определение слова «толерантность»: • В испанском языке — способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; • Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; • В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; • В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; • В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; • В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Черты толерантной личности:

• терпение;

• умение владеть собой;

• доверие;

• чуткость;

• способность к сопереживанию;

• снисходительность;

• расположение к другим ;

• чувство юмора;

• терпимость к различиям;

• доброжелательность;

• гуманизм;

• любознательность;

• умение слушать;

• несклонность осуждать других;

• альтруизм.

    Задача взрослых — не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой:

понимание + сотрудничество + дух партнерства

     В литературе есть понятие «кубик толерантности».

Как у всех кубиков у него 6 граней:

ПОГОВОРИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ОБЪЯСНИ, ПРОСТИ, УЛЫБНИСЬ

       В любой ситуации используйте все эти грани "кубика толерантности". Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно: не обижать его, выслушивать его мнение и считаться с ним, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Советы родителям. Как воспитать толерантного ребенка.

1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других. 2. Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других.

3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах.

4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей. 5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир.

6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные.

7. Всегда давайте ответы на вопросы детей. Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее.

 

Подготовил:

учитель-дефектолог

Калинина Инна Юрьевна

 

свернуть

Родителям на заметку - Артикуляционная гимнастика, леворукие дети.

Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей:

"Игры  на кухне":

Каждой маме приходится какое-то время проводить на кухне. Но не все мамочки могут похвастаться тем, что их ребенок способен сам играть с машинками или конструктором часами. Стоит маме отлучиться, как он бежит следом. Или тянет маму в комнату, чтобы там играть вместе. Знакомая история? Чем же можно увлечь малыша? Тем более Ваш малыш особенный… Для этого существует множество интересных игр на кухне, которые сделают процесс приготовления пищи – увлекательным, полезным и веселым занятием для вас двоих.

Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе. 

Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с малышом 

Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить. 

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

Угадываем на вкус овощи и фрукты.

Сортируем ложки и вилки отдельно.

Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку. 

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

Говорим. Время, проведенное на кухне, можно использовать для игр на развитие речи. Смотрим, что у нас есть – стул, стол, шкаф. Обобщаем, что это мебель. Такие же игры с фруктами, овощами. Говорим, для чего нужны предметы: стул, чтобы на нем сидеть и т.д. Называя какие-либо продукты, описывайте их: это лимон, он желтый, круглый, кислый. Перечислите все продукты, которые начинаются на букву «Л». Говорим о том, где растут овощи, фрукты. Перечисляем, что кладут в борщ, компот. Расскажите крохе как делают хлеб (колоски пшеницы – мука – тесто – хлеб). Какие молочные продукты делают из молока. Придумывайте рифмы к разным продуктам. Загадывайте загадки про продукты. Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве, начинается на букву «Я».

Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «c». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» (чашки, чайник), звук «л» (ложки, вилки, салатник) и т.д. Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «p». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-рсики или бананы? Лук или огур-р-рцы? Помидор-р-ры или баклажаны?

Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкуснoe» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Лепим из теста, формочками для печенья вырезаем различные фигурки. Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «затевать пироги», но готовым слоеным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обычных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда-нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?

Рисуем. Рисовать можно всем, что есть в вашем доме: вареньем, вареной свеклой, тыквой, морковью. При случае и попробовать не страшно. Можно макать пальчик в варенье и проводить им по тарелке. Или использовать ватные палочки, губку.

Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

Мамин помощник. Поручайте малышу некоторые дела: почистить вареные яйца, картошку в мундире, посыпать салат тертым сыром, украсить блюдо зеленью. Сервируйте стол вместе с ребенком – подавайте ему тарелку и говорите, что эту мы ставим папе, следующую маме и т.д. Так и с ложками, чашками. Говорите: «Вилку кладем справа от тарелки, т.к. мы кушаем правой рукой.» Спрашивайте совет ребенка: «Как ты думаешь, куда мы положим салфетку?» После еды поручайте малышу стирать со стола (по методике Монтессори).

Считаем. Считать можно абсолютно все: яблоки в вазе, картошку в тарелке. Давайте небольшие поручения ребенку: принеси 2 яблока, отсчитай 3 морковки. А чего у нас больше, чего меньше.

Выкладываем геометрические фигуры из палочек, конфет, в общем, из всего, что у вас есть.

Нарезаем овощи, фрукты детским пластмассовым ножичком. Выкладываем разные картинки – снеговика, транспорт.

На ощупь. Положите в пакет различные овощи, фрукты. Пусть ребенок засунет ручку в пакет и на ощупь угадает, что это.

Для развития памяти. Положите несколько предметов, пусть малыш посмотрит на них, назовет их. Теперь убираем один, смотрим, чего нет, что изменилось.

Катаем по столу орехи, бутылки пластиковые.

Сюрприз. Прячем что-либо. Пусть ребенок найдет этот предмет. Говорите «холодно, теплее, горячо».

Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, используйте свой шанс приятно и с пользой провести время на кухне и ваш ребенок приобретёт полезные знания, умения и навыки.

«Поговорим о будущих первоклассниках».

В каком возрасте ребенку лучше идти в школу? Верно ли: чем старше ребенок, тем меньше у него будет трудностей?

 К сожалению, однозначно ответить на эти вопросы невозможно. По документам ребенку может быть 7 лет, но "паспортный возраст" не всегда свидетельствует о психологической зрелости и готовности организма к сложному комплексу учебных и не учебных нагрузок. Именно поэтому за год до школы, непосредственно перед школой и через четыре-шесть недель после начала обучения проводятся комплексные обследования детей, определяются факторы риска, прогнозируются школьные трудности. Такие обследования позволяют не просто определить, "готов - не готов", но и обнаружить те особенности в развитии ребенка, которые требуют внимания и коррекции.

Определять готовность к школе за неделю до первого сентября - безусловно, поздно. Уже нет времени что-то исправить, подтянуть, потренировать. Оптимальный срок - примерно а год до школы. Лучше, если определение готовности к обучению проведет специалист это может быть врач-психоневролог, психолог, учитель-дефектолог, логопед). Во-первых, потому что обследование готовности, как правило, комплексное и требует разносторонней оценки ребенка; во-вторых, потому что только специалист может дать все необходимые рекомендации.

Почему так важно определять готовность к школе?

 Потому что: у неготовых детей труднее и длительнее проходит процесс адаптации к школе; у них гораздо чаще (как правило) проявляются трудности в обучении; они менее работоспособны; быстрее утомляются; им нужно больше, чем остальным детям, времени для формирования навыков письма и  чтения; большая часть этих детей не справляется с учебными нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе; именно у них значительно чаще отмечаются отклонения в состоянии здоровья и ухудшение здоровья в ходе обучения.

Какие вопросы решаются при обследовании детей перед школой?

Целесообразно ли начинать обучение в школе, если ребенку 6 лет? По какой программе учить ребенка 7 лет?

Можно ли начинать более интенсивное обучение, дополнительные занятия иностранным языком. (Если да, то при каких условиях?)

Можно ли ребенку посещать продленный день или учиться в школе продленного дня? (Не все дети выдерживают продленку; эта нагрузка может вызвать дополнительные школьные трудности.)

Помните одно важное условие: что тестирование проводится не для того, чтобы поставить диагноз, а для того, чтобы определить, где слабое звено и как помочь ребенку, готовность к школе - это, так сказать, сумма готовностей:

• физическая психологическая социальная или личностная

Это определенный уровень состояния здоровья и физического развития, развития личности, качества ума, речевого развития, двигательных умений, способности координации и т.д.

Наблюдения за первоклассниками, у которых возникли школьные трудности (обследовались дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития), показали: что отставали те, кто до школы часто болел, у кого были заметны недостатки речевого развития, нарушена координация движений, трудности зрительного восприятия. Любой учитель знает, что многие дети долгое время не осознают своего нового статуса ученика. Такой ребенок может встать в середине урока и, собирая портфель, сказать: "Все, надоело, сегодня больше учиться не хочу!". Это не непосредственность, не раскованность (так склонны оправдывать ребенка родители), а недостаточное развитие ребенка: он еще не научен жить по правилам и поэтому не видит, что поведение в школе, взаимодействие ученика и учителя определяются установленными правилами. У него слабо сформировано представление о себе, как об ученике он не видит нужды в приобретении знаний. Родители должны быть целиком заинтересованы в подготовке своего ребенка к поступлению в школу. Обращаться за помощью к специалистам детского сада к логопеду, тифлопедагогу, психологу, следовать их рекомендациям.

Каковы же дети, которые готовы к школе?

Их психологи подразделяют на два типа.

Предучебный тип. Для этих детей все в школе одинаково значимо: и дела, не связанные с учебой, и непосредственно учебные задания. Они всей душой настроены на внимание и личное общение с учителем и в его присутствии или при других сочувствующих взрослых готовы работать с полной отдачей.

Учебный тип. Эти дети достаточно самостоятельны и могут работать не только в присутствии взрослого, но и сами по себе. Однако всякого рода формальными требованиями (вроде "отступить на три клеточки") могут пренебрегать, оттого их часто считают капризными, невоспитанными, неуправляемыми. Действительно, смирять их с помощью непрестанной жесткости и требовательности - не выход; скорее всего, это вызовет у ребенка реакцию протеста, потерю желания учиться.

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  • уметь чётко произносить все звуки речи;
  • уметь интонационно выделять звук в словах;
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  • уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);
  • уметь произносить слова по слогам;
  • уметь составлять предложения из 3-5 слов;
  • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.
  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные)
  • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)
  • уметь составлять несколько предложений о предмете;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  • уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
  • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
  • знать знаки +,-,=, <, >;
  • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
  • уметь соотносить цифру и число предметов;
  • уметь сравнивать две группы предметов;
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;
  • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
  • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;
  • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

 В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
  • уметь различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза);
  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
  • иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень - жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);
  • знать названия 1 -3 комнатных растений;
  • знать названия 12 месяцев года;
  • знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:

  • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
  • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

свернуть

Подготовка к обучению письму

Рекомендация для родителей

«Подготовка к обучению письму»

Письмо — сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Беседы педагогами, наблюдения за их работой, ее анализ позволяют выявить как положительные, так и отрицательные моменты в процессе подготовки детей к обучению письму.

Положительным является то, что все понимают необходимость и значимость такой работы и большинство воспитателей имеют практический опыт. Однако этот опыт касается в основном лишь отдельных сторон подготовки (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке).

Вместе с тем анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных особенностей дошкольников.

Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям.

1. Развитие руки.

2. Подготовка к технике письма.

3. Аналитико-синтетическая деятельность.

4. Формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

  1. Развитие руки 

1.1. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами — большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает.

Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом ("Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами"), игровые упражнения типа "Посолим суп".

1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение когда пишем сверху вниз; расслабление— когда пишем снизу вверх.)

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа "Мозаика", "Лего", "Конструктор", при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

1.3. Развивать мелкую моторику рук.

  1. Подготовка к технике письма.

2.1. Развивать пространственную ориентировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки можно отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой — верх, под ногами — низ, за спиной — сзади, перед собой— спереди).

При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа "Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови".

Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку,

который стоит напротив. На практике это может быть педагог. "Зеркальное" отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений.

Полученные знания по ориентировке в  пространстве дети должны "перенести" на лист бумаги (половина формата А4). Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): "Перед  вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок". Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.

Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетную картинку.

Дать задания:

— показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая — внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;

— показать, что на картинке изображено далеко, что близко;

— сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше — ниже, впереди — сзади, справа — слева);

— назвать расположение изображений по отношению к ребенку.

У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их "зеркальному" изображению). Поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

2.2. Развивать чувство ритма.

Учить детей слышать ритм и воссоздав его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивает его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.

То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме. В упражнении "Бордюр" ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

2.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней. 

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием "разлиновка", с разлиновкой "линейка", с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в "линейке", а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.

В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.

2.4.          Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные — сверху вниз.

Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем — рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма  При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.

  1. Аналитико-синтетическая деятельность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

3.1. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов.

Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

3.2. Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

— количество элементов (сколько элементов составляет букву?);

— характеристику элементов (какие это элементы?);

— пространственное расположение элементов в букве.

3.3. Синтез образа букв.

Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.

3.4. Дифференциация образа букв.

В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

  1. Формирование элементарных графических умений.

4.1. Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее).

4.2. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта ("Клубочки", "Волны"). Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

 

Рекомендации для родителей

«Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв»                          

Большинство  исследований  зеркального  почерка  у  детей  проводится  на  особых выборках  -  например,  изучается  зеркальное  письмо  в  контексте  дисграфии  или  феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо - то есть, справа налево для большинства  европейских  народов  -  связано  с  недостаточной  сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако,  последние  исследования  показали,  что  так  называемый  "почерк  Леонардо", названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным  почерком,  встречается  и  у  детей  с  типичным  развитием.  У  детей  с  дисграфией регистрируются  специфические  особенности  восприятия  3D  объёмных  (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения. Причём, только в ближнем 3D пространстве (это расстояние от 0 см до  30-40  см).  В  «окне  дефекта»  пространство  расположено  в  виде  обратной  перспективы.  В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Поэтому, когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в  зеркальном  отображении.   Можно  предположить,  что  у  детей  с  дисграфией  имеются

нарушения  восприятия  3D  объёмных  трёхмерных  пространств.  Причём,  именно  ближнего пространства.  В  дальнем  пространстве  нарушения  могут,  как  фиксироваться,  так  и отсутствовать.  В  ближнем  3D  пространстве  имеется  дефект  в  виде  своеобразного  «окна»,  в котором  расположена  обратная  перспектива,  или  так  называемые  «пространства Лобачевского».  В  этих  пространствах  изображение  бывает  зеркально  перевёрнутым  как  по вертикальной оси, так и горизонтальной. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.

По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним  из  диагностических  критериев.  С  другой  стороны,  обнаруженные  патогномоничные феномены,  могут  служить  маркером эффективности  психофизиологической  и/или нейропсихологической коррекции.

Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти. Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль  играют не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол  ребенка,  но  факторы  контекста:  так,  значительно  более  сильное  влияние  на  зеркальное

написание букв и цифр оказывает то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать Зеркальное  письмо  букв  и  цифр  является  одним  из  видов  оптической  дисграфии,  в основе которой лежат:

 *недостаточная  сформированность  зрительно-пространственного  восприятия  и

представлений  (т.е.  представлений  о  форме,  величине  предметов,  и  об  их  расположении  в пространстве по отношению к себе и друг к другу;

 *недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

  *недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие  проблемы  чаще  встречаются  у  детей  6-7  лет  и  выявляются  при  обучении  их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается  в  понимании  значений  и  употреблении  предлогов,  обозначающих  расположение предметов  в  пространстве),  то  ему  будет  сложно  усвоить  и  роздифференцировать  тонкие различия оптически сходных букв.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является  левая  рука,  но  которых  «переучили»  на  правую.  Эти  дети  часто  пишут  отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для  них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом  особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один  из  способов  выявления  таких  предпосылок:  взяв  два  карандаша,  один  из  них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя  другими  карандашами.  Возможно,  он  приложит  карандаш  с  левой  стороны,  то  есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С  началом  школьного  обучения  такие  дети  точно  так  же  будут  воспроизводить  и буквенные  знаки.  Это  говорит  об  устойчивом  характере  имеющихся  у  ребенка  трудностей  и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на  фоне  которой  правильное  или  зеркальное  написание  отдельных  букв  носит  во  многом случайный  характер.  Поэтому  нужно  думать  не  столько  об  отдельных  буквах,  сколько  о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не  ожидая  появления  устойчивых  нарушений  письма,  а,  стараясь  их,  по  возможности, предупредить.  Важно  учитывать,  что  устойчивое  преобладание  левой  или  правой  руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то  независимо  от  того,  какой  рукой  ребенок  будет  писать,  он  требует  в  рассматриваемом отношении особого внимания.

Прежде  чем  проводить  работу  по  различению  правильной  буквы  и  ее  двойника,

проводится  подготовительный  этап,  помогающий  развивать  у  детей  ориентировку  в пространстве, на себе и на листе бумаги. Начинать  здесь  следует  с  воспитания  четкой  дифференциации  правой  и  левой  руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то

есть  воспитывают  умение  безошибочно  находить  свое  правое  ухо,  правый  глаз,  левую  ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения  учета  ее  правой  и  левой  стороны.  Ребенку  нужно  объяснить,  что  все  те  предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой  руке  –  слева.  После  этого  ребенку  задаются  вопросы  о  местонахождении  различных предметов.  (Где  дверь,  справа  или  слева  от  тебя?  А  окно?  Почему  ты  так  считаешь?)  Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т.п.  И  только  после  того,  как  ребенок  усвоит  особенности  пространственного  расположения предметов,  он  сможет,  наконец,  понять,  справа  или  слева  от  вертикальной  палочки  нужно писать горизонтальную палочку и овал  в букве ю и т. п. Начинать работу  с таким  ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям. 

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:

*воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;

*сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма, обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием);

* написание  графических  диктантов  (точка,  две  клетки  вверх,  одна  клетка  вправо,  одна клетка вниз, одна клетка влево).

*совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие  способностей  к  запоминанию,  автоматизации  и  воспроизведения  серий, включающих  несколько  различных  движений,  рядоговорения  (времена  года,  дни недели).

 *развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

  *развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)

 *расширение поля зрения ребенка.

 *развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв,  реконструирования  букв.  Например:  из  буквы  П  можно  сделать  букву  Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н,  С,  Ж)  и  из  двух  элементов  (Г,  Т,  К).  Конструирование  букв  из  элементов:  овал, полуовал, длинная и короткая палочка. Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево». Для  осуществления  этой  цели  должны  проводиться  разные  игры,  вплоть  до выкладывания различных фигур, орнаментов.

  *поиск букв, наложенных друг на друга.

  *выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

  *письмо  смешиваемых  букв  под  диктовку.  Буквы  диктуются  в  неопределенной

последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д.  Перед  записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит».

  *после  исчезновения  ошибок  при  записи  отдельных  букв  можно  переходить  к  письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для  облегчения  стоящей  перед  ребенком  непростой  задачи  усвоения  правильного начертания  букв  лучше  выборочно  работать  только  над  теми  буквами,  на  которые  может распространиться «зеркальность». 

Дело  в  том,  что  многие  печатные  и  некоторые  рукописные  буквы  полностью

симметричны,  в  силу  чего  их  просто  невозможно  написать  «зеркально».  Вот  эти  печатные буквы:  А,  Д,  Ж,  М,  Н,  О,  П,  Т,  Ф,  Х,  Ш.  Эти  11  букв  можно  полностью  исключить  из упражнений,  что  сразу  сделает  работу  более  целенаправленной  и  менее  объемной.  Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа.

Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

На  заключительном  этапе  работы  широко  используются  письменные  упражнения,  так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе  выполнения  письменных  упражнений  нужно  особенно  внимательно  следить  как  за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой  буквы:  элементы  в  буквах  дописываются  только  с  правой  стороны  и  в  направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть  даже  и  правильно  написанных  букв.  В  качестве  письменных  упражнений  можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно  перейти к записи предложений.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что  все  цифры  могут  «зеркально»  изображаться.  «Зеркальность»  в  математике  проявляется очень  ярко,  так  как  гораздо  чаще  надо  действовать  в  заданном  направлении,  особенно  при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Следует  помнить,  что  даже  после  проведения  комплексной  коррекционной  работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради  в  клетку.  Каждый  взрослый  должен  помнить,  что  ребенка  необходимо  научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить  клеточку  вниз,  три  клеточки  в  заданном  направлении.  Одним  словом,  научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений  в  столбик!  Если  ребенок  затрудняется  при  работе  в  клеточках,  то  при  работе  с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

Итак,  проблема  «зеркального»  письма  требует  пристального  внимания  нас,  взрослых.

Помочь ребенку может не только педагог, но и родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Польза графических диктантов

Рекомендация для родителей

 «Польза графических диктантов»

 Подготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду или на дому. Поскольку малыша нужно готовить не только к нагрузкам умственным и физическим, но и моральным. В общем, как следует заняться воспитанием, помочь стать более усидчивым, внимательным и смелым.

Если ещё морально ребёнка можно подготовить к большим переменам, по средствам общения со сверстниками во дворе и детском саду. То научить малыша быть более внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. На сегодняшний день это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить малыша письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени.

Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании.

Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но  ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте. Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала рисования графических диктантов – от 4 лет. Именно в этом возрасте начинают развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам. 

Графические диктанты в качестве развивающей игры используют в различных местах: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Деток важно заинтересовывать, а что сделает это лучше, чем такое занятие. Ведь в итоге получится неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами. Объясняя малышу это, можно не волноваться за его заинтересованностью этим, не так занятием, как игрой, развивающей воображение.

Итак – начнём выполнение. В первую очередь нужно подготовиться, а именно  приобрести сборник графических диктантов. Обзавестись ими можно не только в специализированных магазинах детских книг, но и в лавке с канцелярскими товарами, букинистических магазинах. Бесплатно их можно скачать на некоторых сайтах в интернете ( например на нашем сайте), можно зайти и на платные сайты. Выбор таких заданий велик, выбирайте, исходя из возраста, пола и хобби ребёнка. Для малышей, только начинающих занятия, лучше всего подобрать графические диктанты (рисование по клеточкам) с изображением зайчиков, котиков, собачек. Для девочек: принцесс, цветов. Но, можно начать и с простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, призм. Так вы сразу обучите ребёнка и координации движений, улучшите моторику ручек, разовьёте усидчивость и внимательность, и расскажите о названиях и видах геометрических фигур. Для мальчиков подойдут диктанты с изображением машинок, животных, роботов, замков, смешных человечков. Самые легкие графические диктанты, с простыми фигурами и выполняющиеся одним цветов – для начинающих. Усложненные задания – для детей старшего возраста. Выбирайте графические диктанты на тему интересную вашему ребенку. Если малыш занимается музыкой, используйте рисунки музыкальных инструментов, скрипичных ключей и нот.

Если вы уже занимались с ребёнком рисованием по клеточкам, начинайте вносить разнообразие в ваши занятия. То есть, в 5-6 лет, можно выполнять диктанты, помогающие развиваться ещё больше. То есть, приобретайте рисунки с теми животными, которых ребёнок ещё не видел и не знает, как они выглядят. Пользуйтесь цветами, которых малыш ещё не очень хорошо выучил. Расширяйте кругозор ребёнка таким способом, пусть он увеличивает и пополняет свой словарный запас новыми словами, учит их, узнаёт, где их можно применять.

Главное, это хорошее настроение, увлечённость и позитивный настрой крохи перед выполнением любого задания. При таких условиях, учёба будет и правда невероятно полезной, плодотворной и не напрягающей ребёнка.

После подборки графических диктантов приступайте к подготовке. Помните, что ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка ещё не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми. Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая. Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут выполнять с точностью до 100% все графические диктанты.

Сядьте возле стола, с ровной и гладкой поверхностью, чтобы ребёнок мог ровно и правильно присесть на стуле. Обратите внимание на освещение.   Совет: если вы хотите приучить ребёнка к школьной тетради, дать ему возможность привыкнуть к ней, научиться ориентироваться, подготовьте графические диктанты на листе, точь-в-точь как школьная тетрадка. Теперь приготовьте простой карандаш и старательную резинку, чтобы неправильны полоски можно было легко удалить и продолжить тот же диктант заново. Себе так же подготовьте карандаш и ластик.

Стоит следить за временем, чтобы ребёнку не надоело, чтобы ручки и глаза отдохнули. Хотя если малыш не устал, хочет продолжить и закончить работу сейчас, не нужно забирать диктант, ребёнок сам решит, когда достаточно. 

Существуют временные рамки работы с  графическими диктантами

Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.

Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество  клеточек, прежде чем начать занятие.

И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.

Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:

1 → — 1 клетка вправо

1 ↓ — 1 клетка вниз, и так далее.

Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с  точки сбоя, и продолжайте черчение. Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.

 

свернуть