Охрана труда

Всемирный день ОХРАНЫ ТРУДА!

28.04.2024

Информационные материалы к Всемирному дню охраны труда 28.04.2024

    Международная организация труда (МОТ) отмечает 28 апреля Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на рабочих местах во всем мире. Эта информационно-разъяснительная компания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню охраны труда.

Ежегодно МОТ отмечает Всемирный день охраны труда, уделяя особое внимание  какой-либо актуальной теме, связанной с безопасностью и гигиеной труда.

В этом году центральной темой станет влияние изменения климата на безопасность и гигиену труда.

Последнее десятилетие (2014−2023 годы), со средней температурой              +8,10С, оказалось теплее любого периода из предыдущих десятилетий. А средняя температура воздуха последних пяти лет (2019−2023 годы) составила +8,30С, что выше климатической нормы на 1,10С. Особенно выделяются 2019, 2020 и 2023 годы, ставшие самыми теплыми за всю историю метеонаблюдений (+ 8,80С, + 9,10С и + 8,70С соответственно).

Говоря о климатических особенностях прошлого года, то средняя температура воздуха за 2023 год составила +8,70С – это выше климатической нормы на 1,50С. В летний период температура воздуха доходила до +300С и выше.

Такие температурные аномалии требуют определенных действий от нанимателей в целях предотвращения несчастных случаев и ухудшения состояния здоровья работников, особенно выполняющих работы на открытом воздухе или в помещениях, не оборудованных системами вентиляции (кондиционирования). Работа в строительстве, сферах жилищно-коммунального хозяйства и др. в теплый и холодный периоды времени года выполняется на открытом воздухе, что вызывает для работающих потенциальный риск заболеваний и серьезных травм от пониженных или повышенных температур.

В соответствии со статьей 29 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях в холодный период года, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.

Для указанных работников наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе.

В Правилах по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53, дано определение, что понимается под сильной жарой и сильным морозом:

сильная жара – максимальная температура воздуха от +300С  и выше;

сильный мороз – минимальная температура воздуха от –250С и ниже.

Гигиеническим нормативом «Микроклиматические показатели безопасности и безвредности на рабочих местах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января   2021 г. № 37, установлены оптимальные и допустимые значения показателей безопасности и безвредности микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях, транспортных средствах и общественных зданиях, в том числе в офисных помещениях и организациях здравоохранения.

Среднесменная температура воздуха, при которой работник находится в течение смены на рабочем месте и местах отдыха, не должна выходить за пределы допустимых значений температуры воздуха. В случае невозможности при аномальных температурах окружающего воздуха обеспечить допустимые значения показателей микроклимата должны приниматься дополнительные технические (установка дополнительных вентиляторов, обогревателей) или организационные меры (перерывы для охлаждения, обогрева).

  При работе на открытом воздухе в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих, содержанию и эксплуатации производственных объектов», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 июля 2023 г.              № 114, для работающих должны быть предусмотрены мероприятия, включающие организацию режимов труда и отдыха, создание помещений для отдыха, обогрева и охлаждения.

В коллективных договорах организаций могут предусматриваться положения о смещении времени начала работ, увеличении количества регламентированных перерывов, устройстве укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе, обеспечение работников бутилированной водой и другие.

В Республике Беларусь случаев получения работниками травм в связи с температурными аномалиями не зарегистрировано. Вместе с тем, зарегистрированы случаи гибели работников от иных природных явлений. Так, в 2022 году в результате удара молнии произошел групповой несчастный случай на производстве, при котором один работник погиб, а второй был тяжело травмирован.

В целом в организациях республики выстроена система работы по охране труда и профилактике производственного травматизма, что позволяет минимизировать риск несчастных случаев на производстве.

Основой обеспечения здоровых и безопасных условий труда в организациях является внедрение и функционирование систем управления охраной труда. В 2023 году системы управления охраной труда функционировали в 95 процентах организаций с численностью более 16 человек.

Для укомплектования организаций квалифицированными специалистами по охране труда продолжалась работа по переподготовке специалистов организаций на базе высшего образования по второй специальности «Охрана труда». По направлениям организаций в                               15 учреждениях образования, осуществляющих переподготовку специалистов по охране труда, в 2023 году завершили обучение                                   201 человек, продолжают обучение 332 человека.

Справочно. Начиная с 2004 года такую переподготовку прошли                               более 3 тыс.человек.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда в 2023 году продолжалась работа по повышению уровня квалификации руководителей и специалистов организаций в области охраны труда. В учреждениях образования прошли повышение квалификации по вопросам охраны труда 38,5 тысяч работников организаций. Органами государственного управления с участием государственных инспекторов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (Департамент государственной инспекции труда) организована проверка знаний у более 49 тыс. руководителей, должностных лиц, членов комиссий для проверки знаний работников организаций по вопросам охраны труда.

Эффективной формой работы по профилактике производственного травматизма стало проведение во всех регионах республики таких мероприятий, как «Неделя нулевого травматизма». В течение 2023 года проведено 43 таких мероприятия на областном уровне, 227 – на районном (городском) и 162 мероприятия на отраслевом уровне.

Три региона (г. Калинковичи, Брагинский и Хотимский районы) не имели случаев производственного травматизма не только в период проведения Недели нулевого травматизма, но и в течение всего года.

Продолжена практика такой формы профилактической работы как комплексное проведение мероприятий в рамках года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики. В 2023 году реализован План мероприятий по проведению года безопасного труда в промышленности, утвержденный Министром промышленности Республики Беларусь и Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь. В результате в отчетном периоде в организациях, подчиненных Министерству промышленности, не зарегистрировано несчастных случаев со смертельным исходом, а общий травматизм сократился на 10 процентов.

Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2023 году продолжили свою работу 136 мобильных групп, созданных местными исполнительными и распорядительными органами. В отчетном периоде ими проведено 15,3 тыс. обследований (таблица 1), в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 158 тыс. недостатков в обеспечении безопасности работающих.

Таблица 1

Сведения о деятельности мобильных групп в 2023 году

 

Удельный вес, %

проведенных обследований

выявленных  нарушений требований безопасности

Всего

100,0

100,0

в сельскохозяйственных организациях

34,8

35,4

в строительных организациях

16,5

17,9

в иных организациях

48,7

46,7

Кроме того, в период с июня по август 2023 года государственными инспекторами Департамента совместно с комитетами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Мингорисполкома во взаимодействии с профсоюзами проведено 485 мониторингов за обеспечением безопасных условий труда при осуществлении деятельности студенческих отрядов. Для придания этой работе системного характера Департаментом государственной инспекции труда подготовлено и направлено заинтересованным информационное письмо от 23 мая 2023 г. № 02-07/426 «О соблюдении требований законодательства при организации деятельности студенческих отрядов».

В целях пропаганды передового опыта организации работы по охране труда в период с 21-22 сентября 2023 года в г. Могилеве проведена IX Республиканская научно-практическая конференция «Создание здоровых и безопасных условий труда. Профилактика производственного травматизма».

С целью привлечения внимания общественности к вопросам охраны труда продолжена работа по размещению соответствующей социальной рекламы в виде плакатов, баннеров и лент-растяжек, в том числе на транспортных средствах. Использовались и другие способы ее размещения, а именно путем трансляции роликов по охране труда по видеотерминалам общественного транспорта, телевидению, на электронно-информационных табло в местах массового пребывания граждан, а также в глобальной компьютерной сети Интернет.

По данным Департамента государственной инспекции труда в 2023 году в сравнении с 2022 годом в организациях республики отмечается:

рост общего числа травмированных на производстве с 1781 до                   1850 человек (на 3,9 процента);

снижение случаев гибели  с 132 до 117 человек (на 11,4 процента);

снижение количества потерпевших, находящихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения, с 81 до 55  (на 32,1 процента) и случаев гибели потерпевших с 22 до 9 (на 59,1 процента).

Наибольшее количество несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, произошло в организациях Минской области (таблица 2).

Таблица 2

Численность работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве (человек)

 

Всего

В % к 2022 г.

из них со смертельным исходом

В % к 2022г.

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

1781

1850

103,9

132

117

88,6

Брестская

269

249

92,6

23

18

78,3

Витебская

220

205

93,2

14

13

92,9

Гомельская

201

197

98,0

18

18

100,0

Гродненская

205

233

113,7

13

13

100,0

г. Минск

302

296

98,0

23

18

78,3

Минская

342

368

107,6

24

22

91,7

Могилевская

242

302

124,8

17

15

88,2

Среди пострадавших на производстве в отчетном периоде 1374 мужчины (74,3 %) и 476 женщин (25,3 %), в 2022 году – соответственно 1330 (74,7 %) и 451 (25,3 %).

Из 117 работающих, погибших на производстве в 2023 году, 112 мужчин (95,7 %) и 5 женщин (4,3 %), в 2022 году – соответственно 121 (91,7 %) и 11 (8,3 %). В 2023 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало 15 работающих в возрасте моложе 18 лет, один из которых погиб (в 2022 году соответственно – 7 и 2).

Коэффициент частоты производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в 2023 году составил 50,3 (в 2022 году – 47,4), коэффициент частоты смертельного травмирования, снизился с 3,5  в 2022 году до 3,2 в 2023 году (таблица 3).

Таблица 3

Уровень производственного травматизма

в расчете на 100 тысяч застрахованных

 

Коэффициент частоты производственного травматизма общий

Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

47,4

50,3

3,5

3,2

Брестская

56,1

52,6

4,8

3,8

Витебская

55,4

53,1

3,5

3,4

Гомельская

41,4

41,2

3,7

3,8

Гродненская

53,5

62,8

3,4

3,5

г. Минск

28,2

28,5

2,1

1,7

Минская

58,6

63,6

4,1

3,8

Могилевская

68,0

86,0

4,8

4,3

В 2023 году при эксплуатации объектов (выполнении работ), поднадзорных органам государственного специализированного надзора, общее количество работающих, получивших травмы на производстве, по сравнению с 2022 годом увеличилось на 7 человек, а число погибших уменьшилось на одного травмированного (таблица 4).

 

Таблица 4

Численность работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве при эксплуатации объектов (выполнении работ), поднадзорных органам государственного специализированного надзора

 

Всего

В % к 2022 г.

из них со смертельным исходом

В % к 2022 г.

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

1781

1850

103,9

132

117

88,6

при эксплуатации объектов (выполнении работ), поднадзорных органам государственного специализированного надзора,

    в том числе:

246

253

102,8

44

43

97,7

в результате дорожно-транспортных происшествий

180

169

93,9

30

21

70,0

при выполнении строительных работ

13

13

100,0

4

3

75,0

при эксплуатации опасных и потенциально опасных производственных объектов

20

26

130,0

2

5

250,0

при эксплуатации электроустановок

19

27

142,1

3

8

26,7

от воздействия дыма, огня и пламени

13

14

107,7

5

4

80,0

при эксплуатации тракторов и сельскохозяйственной техники

1

4

400,0

-

2

-

               

Среди травмированных и погибших на производстве наибольшее количество составляют работающие, занятые в промышленности (таблица 5).

Таблица 5

Количество работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, по видам экономической деятельности (человек)

 

Всего / удельный вес от их общего количества, %

из них со смертельным исходом / удельный вес от их общего количества, %

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

1781/100

1850/100

132/100

117/100

промышленность

539/30,3

595/32,2

26/19,7

24/20,5

растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях

423/23,8

429/23,2

29/22,0

25/21,4

строительство

219/12,3

237/12,8

25/18,9

31/26,5

транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность

149/8,4

131/7,1

23/17,4

18/15,4

оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов

95/5,3

115/6,2

3/2,3

5/4,3

здравоохранение и социальные услуги

56/3,1

63/3,4

-

-

образование

44/2,5

34/1,8

2/1,5

1/0,9

лесоводство и лесозаготовки

41/2,3

33/1,8

4/3,0

3/2,7

снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом

40/2,2

48/2,6

4/3,0

6/5,1

водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

19/1,1

21/1,1

4/3,0

1/0,9

прочие виды деятельности

156/8,7

141/7,6

12/9,2

3/2,7

При этом самые высокие коэффициенты частоты травмирования и гибели работающих в 2023 году, как и в 2022 году, отмечены в таких видах экономической деятельности как растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих сферах, строительство, а также в промышленности (таблица 6).

Таблица 6

Уровень производственного травматизма по видам экономической деятельности (на 100 тысяч работников)

 

Коэффициент частоты производственного травматизма

общий

со смертельным исходом

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

47,4

50,3

3,5

3,2

сельское, лесное и рыбное хозяйство

149,7

149,0

10,6

9,0

строительство

105,0

113,7

12,0

14,9

промышленность

59,2

65,4

2,9

2,6

водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

53,2

58,8

11,2

2,8

транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность

60,0

52,8

9,3

7,3

снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом

42,4

50,9

4,2

6,4

оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов

20,4

24,7

0,6

1,1

здравоохранение и социальные услуги

17,2

19,4

-

-

образование

10,2

7,9

0,5

0,2

В 2023 году наибольший удельный вес среди травмированных и погибших на производстве, составили работающие организаций коммунальной формы собственности (таблица 7)

Таблица 7

Количество работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, по формам собственности

 

Всего / удельный вес от их общего количества, %

из них со смертельным исходом / удельный вес от их общего количества, %

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

1781/100

1850/100

132/100

117/100

организации коммунальной формы собственности

712/40,0

747/40,4

46/34,8

49/41,9

организации частной формы собственности

563/31,6

626/33,8

54/40,9

43/36,8

организации республиканской формы собственности

506/28,4

477/25,8

32/24,3

25/21,3

Наибольший удельный вес среди пострадавших в 2023 году в результате несчастных случаев на производстве составили работающие в возрастном диапазоне «51 – 60 лет (включительно)» (таблица 8).

Таблица 8

Количество  пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в зависимости от возраста

 

Всего / удельный вес от их общего количества, %

из них со смертельным исходом / от их общего количества, %

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

до 18 лет

7/0,4

15/0,8

2/1,5

1/0,9

с 18 до 30 лет (включительно)

342/19,2

339/18,3

16/12,1

20/17,1

с 31 до 40 лет (включительно)

347/19,5

403/21,8

23/17,4

22/18,8

с 41 до 50 лет (включительно)

425/23,9

405/21,9

34/25,8

19/16,2

с 51 до 60 лет (включительно)

485/27,2

529/28,6

35/26,5

41/35,0

старше 60 лет

175/9,8

159/8,6

22/16,7

14/12,0

Анализ показывает, что наиболее часто травмируются на производстве работники, имеющие стаж работы по профессии менее 5 лет, при этом каждый третий травмированный и погибший на момент травмирования  имел стаж работы по специальности менее одного года (таблица 9).

Таблица 9

Удельный вес погибших в результате несчастных случаев на производстве в зависимости от стажа работы по профессии

 

до 1 года

от 1 года до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

свыше 20 лет

Всего травмированных

33,4

16,4

9,6

14,1

15,3

11,2

Всего до 5 лет: 59,4

в т.ч. погибших

31,0

7,0

15,5

9,9

22,5

14,1

Всего до 5 лет: 53,5

В 2023 году наибольшему риску травмирования и гибели на производстве подвергались работники следующих профессий: водители автомобилей, слесари, подсобные рабочие и животноводы (таблица 10).

Таблица 10

Основные профессии работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в 2023 году

 

Всего

из них

погибших

Водитель автомобиля

161

27

Слесарь

124

5

Подсобный рабочий

104

6

Животновод

91

5

Тракторист

83

12

Электрогазосварщик

51

Оператор машинного доения

48

1

Электромонтер

40

4

Уборщик

38

2

Станочник деревообрабатывающих станков

35

Плотник (бетонщик)

25

3

Повар

19

Сторож

17

Вальщик леса

15

2

Штукатур

15

1

Каменщик

13

2

Полевод

13

1

Кладовщик

10

Дорожный рабочий

11

3

Мониторинг производственного травматизма показал, что основными факторами травмирования людей на производстве в 2023 году явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего с высоты и во время передвижения. Удельный вес травмированных на производстве и погибших в 2023 и 2022 годах в организациях республики по основным видам происшествий приведен в таблице 11.

Таблица 11

Удельный вес происшествий, повлекших травмирование или гибель работников на производстве

 

Удельный вес от общего количества травмированных, %

Удельный вес от общего количества погибших, %

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей и тому подобное

27,5

27,6

21,2

16,2

падение потерпевшего во время передвижения

18,5

18,8

3,0

2,6

падение потерпевшего с высоты

11,4

9,5

15,9

17,9

дорожно-транспортное происшествие

10,8

9,4

23,5

17,9

падение, обрушение конструкций зданий и сооружений, обвалы предметов, материалов, грунта и тому подобное

7,5

7,2

14,4

10,3

повреждения в результате контакта с представителями флоры и фауны

5,6

5,4

0,8

1,7

воздействие экстремальных температур

1,6

3,1

2,6

воздействие вредных веществ

1,7

1,8

нанесение травмы другим лицом

2,5

2,2

1,5

0,9

поражение электрическим током

1,0

1,5

2,3

6,8

падение потерпевшего в колодцы, ямы, траншеи, емкости и тому подобное

1,1

0,6

2,3

0,9

взрыв

0,7

0,6

1,5

2,6

отравление

0,8

0,5

4,5

2,6

пожар

0,3

0,5

1,5

0,9

асфиксия

0,1

0,2

0,8

1,7

утопление

0,2

0,1

2,3

1,7

стихийные бедствия

0,3

0,1

1,5

0,9

прочие

8,4

10,9

3,0

11,8

Анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве свидетельствует, что большинство подобных происшествий в 2023 году обусловлено неисполнением работодателями и (или) самими работающими требований охраны труда, причем это характерно для организаций всех форм собственности (таблица 12).

Таблица 12

Удельный вес причин производственного травматизма

 

Травматизм на производстве

Исключи-тельно по вине работода-теля

Смешанная ответстве-нность работода-теля и потерпев-шего

Исключи-тельно по вине потерпе-вшего

Прочие

Республика Беларусь

общий

13,0

7,7

31,9

47,4

смертельный

27,5

15,9

31,9

24,7

организации республиканс-кой формы собственности

общий

7,3

8,0

38,1

46,6

смертельный

10,0

70,0

20,0

организации коммунальной формы собственности

общий

14,1

6,8

27,8

51,3

смертельный

32,3

19,4

29,0

19,3

организации частной формы собственности

общий

16,1

8,6

32,2

43,1

смертельный

32,1

14,3

21,4

32,2

При этом удельный вес несчастных случаев, происшедших из-за необеспечения работодателями (их должностными лицами) безопасных условий труда, продолжает оставаться значительным (таблица 13).

Таблица 13

Удельный вес работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, при наличии вины работодателя

 

Удельный вес от общего количества травмированных, %

Удельный вес от общего количества погибших, %

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

23,5

23,2

47,7

41,9

Брестская

16,7

16,5

39,1

27,8

Витебская

18,6

19,0

35,7

30,8

Гомельская

25,4

21,8

55,6

50,0

Гродненская

19,0

19,7

38,5

53,8

г. Минск

23,8

25,7

34,8

38,9

Минская

32,7

31,8

58,3

40,9

Могилевская

24,0

22,5

70,6

53,3

 

Удельный вес несчастных случаев, происшедших из-за нарушения требований охраны труда должностными лицами и (или) работниками, по сравнению с 2022 годом снизился с 64,7 до 60,3 процента.

При этом возросло количество несчастных случаев, происшедших при отсутствии опасного и (или) вредного производственного фактора из-за неосторожности потерпевшего, с 424 в 2022 году до 463 в 2023 году. Удельный вес таких несчастных случаев в отчетном периоде составил 20,1 процента (в 2022 году – 18,3) (таблица 14).

Таблица 14

Удельный вес основных причины несчастных случаев, произошедших в 2023 году

Причина

Удельный вес от общего числа

причин

причин гибели

Со стороны потерпевших:

нарушение трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда

25,6

15,9

нарушение правил дорожного движения

2,0

5,1

нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента

2,8

4,3

нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ

1,2

2,2

неприменение выданных средств индивидуальной защиты

1,6

1,4

Со стороны должностных лиц нанимателя:

невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда

10,0

14,5

неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест

3,6

5,1

допуск потерпевших к работе без обучения и проверки знаний               по вопросам охраны труда

3,4

6,5

допуск потерпевших к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда

3,4

7,2

необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты

1,1

3,6

неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории

0,5

0,7

отсутствие, некачественная разработка проектной документации на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования

0,8

1,4

 

Продолжение таблицы 14

эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств

0,9

2,2

нарушение требований проектной документации

0,6

0,7

конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства (машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств) по охране труда

0,2

-

Среди прочих причин:

личная неосторожность

20,1

2,9

нарушение требований по охране труда другими работниками

1,5

2,9

нарушение правил дорожного движения другим лицом

3,5

4,3

Значительным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих потерпевших, в частности нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения.

Проблема появления работников на работе в состоянии алкогольного опьянения, распития спиртных напитков в рабочее время или по месту работы по-прежнему остается острой.

По данным Департамента государственной инспекции труда в 2023 году по сравнению с 2022 годом количество работающих, находившихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения, снизилось с 81 до 55 человек и составило 3 процента от общего числа травмированных на производстве (таблица 15). Среди погибших на производстве в 2023 году в указанном состоянии находилось 9 человек (7,7 процента от общего числа погибших на производстве), в 2022 году – 22 человека (16,7 процента).

Таблица 15

Количество работающих, травмированных на производстве, в состоянии алкогольного опьянения в 2023 году

 

Травматизм на производстве

Всего

в том числе

республиканской формы собственности

коммунальной формы собственности

частной формы собственности

Республика Беларусь

общий

55

7

34

14

смертельный

9

1

6

2

Брестская

общий

9

1

4

4

смертельный

-

-

-

-

Витебская

общий

7

2

5

-

смертельный

3

1

2

-

Гомельская

Общий

2

-

2

-

смертельный

1

-

1

-

Продолжение таблицы 15

 

Травматизм на производстве

Всего

в том числе

республиканской формы собственности

коммунальной формы собственности

частной формы собственности

Гродненская

общий

3

-

3

-

смертельный

-

-

-

-

г. Минск

общий

6

2

-

4

смертельный

1

-

-

1

Минская

общий

19

-

14

5

смертельный

3

-

2

1

Могилевская

общий

9

2

6

1

смертельный

2

-

2

-

 

По данным БРУСП «Белгосстрах» в 2023 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 179,6млн. рублей (в 2022 году – 160 млн. рублей).

При этом около 90 процентов указанных выплат составляют ежемесячные страховые выплаты (таблица 16).

Таблица 16

Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

Сумма,

тыс. рублей

Удельный вес от их общего количества, %

Всего, в том числе:

179 637,4

100,0

ежемесячные страховые выплаты

160 508,1

89,4

пособия по временной нетрудоспособности

6 807,8

3,8

оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию

6 416,2

3,6

единовременные страховые выплаты

2 764,8

1,5

возмещение Фонду социальной защиты населения расходов на выплату пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца

867,4

0,5

расходы на погребение

335,8

0,2

доплаты до среднемесячного заработка застрахованного, временно переведенного на более легкую нижеоплачиваемую работу

4,8

0,003

 

свернуть

Неделя нулевого травматизма

22.04.2024

Неделя нулевого травматизма

       В период с 22 по 28 апреля 2024 г. в учреждениях образования проводится ”Неделя нулевого травматизма“ с целью обеспечения безопасности и здоровья работников на рабочих местах, исключения производственного травматизма.

«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

1

 

Ссылка на видеоролики: https://www.youtube.com/playlist?list=PL2CxNTKGobC_6pr3m7nYBbk1wz1Z8TegB

 

В нашем учреждении дошкольного образования "Детский сад № 57 г. Витебска" в рамках "Недели нулевого травматизма" и в преддверии Всемирного дня ОХРАНЫ ТРУДА прошли:

  • семинар  для трудового коллектива по вопросам охраны труда на рабочих местах;
  • организована фотозона;
  • оформлен информационный стенд;
  • проведены рейды контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятки по охране труда:

ПАМЯТКА №1

ОХРАНА ТРУДА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ

  • Работай честно и добросовестно;
  • строго выполняй обязанности, возложенные на тебя Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями;
  • соблюдай дисциплину труда – вовремя приходи на работу, соблюдай установленную продолжительность рабочего времени;
  • воздерживайся от действий, мешающих другим работникам выполнять свои трудовые обязанности;
  • вовремя и точно исполняй распоряжения руководителя;
  • соблюдай требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, противопожарной безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями;
  • содержи свое рабочее место в чистоте и порядке;
  • соблюдай установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
  • проходи в установленные сроки периодические медицинские осмотры;
  • знай номера телефонов экстренных вызовов:

101 - пожарная служба МЧС

102 - милиция

103 - скорая помощь

104 - служба газа

ПАМЯТКА №2

ПРАВО РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДА

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь,  работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;

обучение безопасным методам и приемам труда, проведение инструктажа по охране труда;

обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами;

получение от нанимателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

личное участие  или  участие  через  своего  представителя  в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда,  проведении  органами,  уполномоченными  на  осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания;

отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. Перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утверждается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю  либо  уполномоченному  должностному  лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.

ПАМЯТКА №3

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь работник обязан:

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории учреждения, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным  договором,  соглашением,  трудовым  договором, должностными обязанностями и правилами внутреннего трудового распорядка;

использовать и правильно применять предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять  об  этом  непосредственного  руководителя  либо  иное уполномоченное должностное лицо нанимателя;

проходить  в  установленном  законодательством  порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;

немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие нанимателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;

исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.

 

 

 

 

свернуть

Неделя нулевого травматизма

19.02.2024

УТВЕРЖДЕНО

Заведующим

ГУО «Детский сад №57

г. Витебска» ____________Л.В. Севастьянова

Приказ № 40 от 15.02.2024г.

План мероприятий

ГУО «Детский сад №57 г. Витебска»

в рамках проведения ”Недели нулевого травматизма“

 с 19 по 25 февраля 2024 г.

 

Цель: обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочих местах, предотвращения случаев производственного травматизма в учреждении дошкольного образования путем оперативного выявления нарушений норм охраны труда и применения мер по их устранению

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1.                

Размещение информации о проведении мероприятия ”Неделя нулевого травматизма“, материалов по охране труда, электро- и пожарной безопасности, о безопасных методах и приемах выполнения работ, правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях на стендах, сайтах и иных интернет-ресурсах, бегущих строках, выступления в радиоэфирах, опубликование статей в СМИ, оформление тематических выставок, фотозон, уголков

19-25.02.2024

Заместитель заведующего по основной деятельности Прудникова Ж.В.

 

 

2.                

Проведение внепланового инструктажа по охране труда с работниками с разъяснениями обязанностей по созданию безопасных условий труда на каждом рабочем месте.

19-23.02.2024

Заведующий хозяйством Васильева О.Б.

3.                

Консультирование работающих по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, в том числе об их правах и обязанностях в этой сфере, состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах коллективной и индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда и другим вопросам, связанным с обеспечением охраны труда

19-23.02.2024

Заведующий хозяйством Васильева О.Б.

4.                

Контроль соблюдения сроков прохождения медицинских осмотров работниками

19-23.02.2024

Заместитель заведующего по основной деятельности Прудникова Ж.В.

Медицинская сестра Булатова С.Г., председатель профкома Аверченко Е.Г.

5.                

Мониторинг соответствия оборудования и процессов производства требованиям по охране труда на рабочих местах, где используется оборудование, инструменты и т.п., организован производственный процесс (чек-лист ”Безопасность на рабочем месте“ прилагается, приложение 1)

19-23.02.2024

Заведующий хозяйством Васильева О.Б.

6.                

Контроль обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, состояния санитарно-бытовых помещений

19-23.02.2024

Заведующий хозяйством Васильева О.Б.

7.                

Проведение итогового совещания (собрания) с участием всех заинтересованных с анализом эффективности мероприятия ”Неделя нулевого травматизма“

23.02.2024

Заместитель заведующего по основной деятельности Прудникова Ж.В.; председатель профкома Аверченко Е.Г., общественный инспектор по охране труда Грищенко О.В.

 

 

Заведующий хозяйством                                                                        О.Б. Васильева

свернуть

Неделя нулевого травматизма

02.10.2023

На основании распоряжения Витебского областного исполнительного комитета № 76 от 22.03.2023, приказа отдела по образованию администрации Первомайского района г. Витебска № 01-21/916 от 03.10.22023, с 2 по 6 октября  в учреждении образования проходят мероприятия  "Неделя нулевого травматизма"

Неделя нулевого травматизма проводится с целью обеспечения безопасности и здоровья работников на рабочих местах, предотвращения случаев производственного травматизма в организациях (недопущения ни одного случая травмирования в организации в этот период) путем оперативного выявления нарушений норм охраны труда и применения мер по их устранению.

  «Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

  В целях развития культуры безопасности и гигиены труда, в соответствии с концепцией «Vision Zero», Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО) разработала практический инструмент управления, соблюдение которого может позволить снизить производственный травматизм до минимума.

 

свернуть

Всемирный день охраны труда

28.04.2023

Информационные материалы к Всемирному дню охраны труда «Безопасная и здоровая рабочая среда - основополагающий принцип и право в сфере труда»

 

В целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах 28 апреля во всем мире отмечается Всемирный день охраны труда. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют и проводят мероприятия, приуроченные к Всемирному дню.

Тема Всемирного дня охраны труда в 2023 году «Безопасная и здоровая рабочая среда – основополагающий принцип и право в сфере труда».

В июне 2022 года участники Международной конференции труда решили включить вопрос о безопасной и здоровой производственной среде в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда. В связи с этим в список основополагающих конвенций были включены Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда (№ 155) и Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187).

В результате этого решения все государства, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, принимают на себя обязательство,  добросовестно соблюдать, продвигать и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

В Резолюции 2022 года о включении безопасной и здоровой производственной среды в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда признается значение диалога и сотрудничества между социальными партнерами. В документе отмечается, что создание «безопасной и здоровой производственной среды требует активного участия правительства, работодателей и работников, распределения прав, обязанностей и ответственности, а также социального диалога и сотрудничества».

Конвенции  155 и  187 устанавливают основные принципы для применения системного подхода в управлении системой охраны труда. В Конвенции  155 содержатся призывы к принятию согласованной национальной политики по охране труда. Она также требует разработки мер на национальном уровне и уровне предприятий для определения ответственности, обязанностей и прав в сфере охраны труда.                Конвенция 187 основана на системном подходе к созданию безопасной и здоровой производственной среды через разработку национальной политики, систем и программ охраны труда с целью совершенствования национальной культуры профилактики в области охраны труда. Системный подход должен быть реализован, учитывая принципы, содержащиеся в соответствующих нормах по вопросам охраны труда.

Конвенция 155 ратифицирована Законом Республики Беларусь от              5 мая 1999 г. и вступила в силу для Республики Беларусь 30 мая 2001 года.

Основные принципы создания «безопасной и здоровой производственной среды», заложенные в Конвенции 155, реализованы в законодательстве Республики Беларусь.

 

Право на труд, справедливое вознаграждение за него, а также на здоровые и безопасные условия труда относятся к основополагающим правам граждан, гарантированным Конституцией Республики Беларусь.

В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности, как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты и технические правовые акты.

Основные направления государственной политики в области охраны труда определены в статье 5 Закона Республики Беларусь «Об охране труда». К ним относятся:

приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;

ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;

комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;

внедрение систем управления охраной труда;

социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;

установление единых требований по охране труда для всех работодателей;

использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;

взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов (далее - профсоюзы), работодателей по вопросам охраны труда;

сотрудничество между работодателями и работающими;

использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

 

Установление единых требований по охране труда для всех работодателей

Закон Республики Беларусь «Об охране труда» применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Требования по охране труда, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза, локальных правовых актах обязательны для исполнения работодателями и работающими.

Закон Республики Беларусь «Об охране труда» не статичный документ. Он уже дважды корректировался с учетом совершенствования технологий, появления новых форм взаимоотношений между субъектами хозяйствования, новых форм занятости. Последний раз такая корректировка была в 2019 году.

Ежегодно проходит совершенствование правил и типовых инструкций по охране труда с учетом практики их применения, а также изменения технологических процессов, производственного оборудования, улучшения качества сырья и материалов.

Так в 2022 году:

постановлением Совета Министров Республики Беларусь                      от 4 марта 2022 г. № 205 актуализирован порядок бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами;

постановлением Минтруда и соцзащиты от  6 июня 2022 г. № 35 актуализирован список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин (Список). Из Списка исключены 93 позиции неактуальных для современного производства видов работ, а также работ, условия труда на которых по результатам аттестаций рабочих мест по условиям труда отнесены к допустимым или оптимальным и которые не представляют опасности для репродуктивного здоровья женщины. С учетом развития технологий в Списке заложена возможность для женщин работать, а для нанимателя соответственно принимать женщин на работы, указанные в Списке, в случае если по итогам принятия мер по улучшению условий труда работающих условия труда на конкретном рабочем месте будут приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов;

постановлением Минтруда и соцзащиты от 23 августа 2022 г. № 50 расширен перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет;

постановлением Минтруда и соцзащиты от 14 июля 2022 г. № 45 внесены изменения в порядок  обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;

с учетом изменившихся производственных процессов и применяемого технологического оборудования изложены в новой редакции правила по охране труда в сельском и рыбном хозяйствах, при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, при работе с химическими веществами, проявляющими опасные свойства, и  при выполнении работ в цирках:

утверждена Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ в емкостных сооружениях;

актуализированы типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам бытового обслуживания, торговли и общественного питания, работникам пищевой промышленности.

Для повышения социальной защищенности работников, пострадавших в результате воздействия вредных производственных факторов, совместным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 декабря 2022 г. № 125/92,  внесены  изменения в список профессиональных заболеваний.

Информация и разъяснения по принятым в 2022 году нормативным правовым актам по вопросам охраны труда размещалась на сайте Минтруда и соцзащиты, публиковались в журнале «Охрана труда и социальная защита», доводилась до сведения заинтересованных.

 

Комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники

Комплексное решение задач по обеспечению безопасной и здоровой производственной среды осуществляется путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники.

Основные направления работы в области охраны труда органов государственного управления, нанимателей и профсоюзов определены в  мероприятиях по реализации задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы.

В мероприятиях по реализации задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» Государственной программы Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы предусмотрены различные направления работы по профилактике производственного травматизма, в том числе в наиболее травмоопасных  отраслях и видах деятельности.

В частности, хорошо зарекомендовала себя практика такой формы профилактической работы как комплексное проведение мероприятий в рамках года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики. В 2022 году реализован План мероприятий по проведению в Республике Беларусь акции «Год безопасного труда в лесном хозяйстве и деревообработке», утвержденный Министром лесного хозяйства и Министром труда и социальной защиты. В результате реализации указанного плана по сравнению с 2021 годом общее количество потерпевших от несчастных случаев на производстве в организациях, входящих в систему Министерства лесного хозяйства, уменьшилось на 23,1 процента (с 39 до 30), со смертельным исходом на 60 процентов (с 5 до 2).

В настоящее время реализуется план мероприятий по проведению Года безопасного труда в промышленности.

На совершенствование форм и методов работы по охране труда, профилактике производственного травматизма направлено проведение таких мероприятий, как «Неделя нулевого травматизма». Суть мероприятия заключается в том, что целые районы и города ставят себе задачу и задействуют все средства для того, чтобы в эту неделю у них не было ни одного травмированного на производстве.

В 2021 году три района республики не только в течение «Недель нулевого травматизма», но и в течение всего года добились отсутствия случаев производственного травматизма. В течение 2022 года в семи районах Россонском,  Ветковском,  Кормянском, Чечерском, Свислочском, Крупском, Костюковичском не было ни одного травмированного на производстве.

Определенная роль в работе по профилактике производственного травматизма отводится мобильным группам, созданным местными исполнительными и распорядительными органами для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ. В течение 2022 года мобильными группами, созданным местными исполнительными и распорядительными органами, проведено 15,6 тысяч обследований организаций различных видов экономической деятельности, в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 160 тысяч недостатков в обеспечении безопасности работающих.

Безопасность на производстве достигается, в том числе за счет улучшения условий труда. Сокращение количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда является одним из направлений работы по реализации мероприятий задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы.

В организациях республики проводятся работы по модернизации производственного оборудования и средств коллективной защиты, автоматизации производственных процессов, принимаются иные меры по минимизации вредного воздействия производственных факторов на работающих.

В результате принимаемых мер количество работников, занятых на рабочих местах с вредными условиями труда постоянно сокращается. По состоянию на 1 января 2023 года по сравнению с 1 января 2022 года списочная численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, уменьшилось с 748,2 тысяч до 739,3 тысяч работников.

В целях обеспечения на должном уровне контроля за фактическим состоянием условий труда в организациях и обоснованностью предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательством обеспечено ведение банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда посредством АИС «Мониторинг условий труда на производстве».  В настоящее время  в банк данных загружено 91 652 документов по аттестации рабочих мест по условиям труда организаций республики.

 

Внедрение систем управления охраной труда

Учитывая, что работа по охране труда, профилактике производственного травматизма дает результат, когда проводится на системной основе, одним из показателей оценки эффективности реализации мероприятий является внедрение в организациях систем управления охраной труда (далее – СУОТ).

Министерством труда и социальной защиты в целях оказания методической помощи нанимателям в разработке СУОТ утверждены Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (приказом Министерства от 30 декабря 2019 г. № 108). В Рекомендациях заложены подходы к организации профилактики производственного травматизма, объединяющие три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, предусмотренные в Концепции «Нулевой травматизм» (Vision Zero), включающие семь «золотых правил».

Кроме того, в настоящее время в республике СУОТ могут разрабатываться и внедряться на основе межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению» и иных документов. 

В 2022 году системы управления охраной труда действовали в 91 процентах организаций с численностью более 16 человек.

 

Информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда

Важная роль в вопросах профилактики производственного травматизма отводится информационному обеспечению вопросов охраны труда. На сайтах всех органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов имеются разделы «Охрана труда». Вопросы охраны труда постоянно освещаются в средствах массовой информации. На каналах телевидения размещается социальная реклама.

 Департаментом государственной инспекции труда обеспечено регулярное информирование работодателей о характерных нарушениях, допускаемых при организации и проведении конкретных видов работ с повышенной опасностью, а также о мерах, которые необходимо принять для их устранения. Кроме того, в организации направляются информационные письма, подготовленные специалистами по охране труда исполкомов на основе анализа ситуации в регионе.

 С целью формирования у подрастающего поколения понимания значимости безопасности труда, привлечения внимания общественности к проблемам производственного травматизма и его профилактике в учреждениях образования проводятся смотры-конкурсы детского рисунка «Мое будущее – безопасность труда моих родителей». В 2022 году лучшие рисунки приняли участие в Международном конкурсе детского рисунка «Охрана труда глазами детей», организованного Национальной ассоциацией центров охраны труда совместно с Общественным советом при Министерстве труда и социальной защите Российской Федерации. В число победителей в различных номинациях вошли 127 рисунков детей из Республики Беларусь.

В работе по охране труда многое зависит от квалификации специалистов, которые непосредственно занимаются организацией этой работы на предприятиях. Для укомплектования организаций квалифицированными специалистами по охране труда с 2004 года организована переподготовка специалистов организаций на базе высшего образования по второй специальности «Охрана труда». Переподготовку специалистов по охране труда осуществляют 16 учреждений образования. Начиная с 2004 года такую переподготовку прошли 2,8 тысяч человек, в том числе в 2022 году - 184 человека, продолжают обучение 324 человека. 

Организации с малой численностью для организации работы по охране труда могут воспользоваться услугами 149 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных Министерством труда и социальной защиты на осуществление функций специалиста по охране труда.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда организована работа по повышению уровня квалификации руководителей и специалистов организаций в области законодательства об охране труда. Специалисты по охране труда в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2022 № 74 «О вопросах организации образовательного процесса» обязаны проходить такое повышение квалификации не реже одного раза в три года. За 2022 год квалификацию по вопросам охраны труда повысили 36,6 тысяч работников.

Органами государственного управления организована проверка знаний у более 47 тысяч руководителей, должностных лиц организаций, членов комиссий для проверки знаний работников по вопросам охраны труда.

 

Социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания

 

Основной целью организации работы по охране труда является сохранение жизни и здоровья работников. Динамика достигнутых результатов по обеспечению безопасного труда позволяет говорить о том, что созданная в республике система работы по охране труда в целом является эффективной.

За последние 20 лет производственный травматизм в республике сократился в 3 раза, а смертельный практически в 2 раза.

В прошлом году удалось сохранить тенденцию к снижению общего уровня производственного травматизма. По сравнению с 2021 годом количество травмированных на производстве уменьшилось на 5 процентов (с 1886 до 1781 человека),  число погибших на производстве осталось на уровне 2021 года и составило 132 человека.

Влияние вредных производственных факторов на здоровье занятых на них работников повлекло в 2022 году по данным Минздрава 37 случаев впервые установленных профессиональных заболеваний.

Вследствие несчастных случаев на производстве в 2022 году инвалидами признано 89 человек, 252 – установлен процент утраты трудоспособности без установления инвалидности. Кроме того, по данным Белстата в 2022 году в результате несчастных случаев на производстве потеряно 72,1 тыс. человеко-дней.

В целях социальной защиты работающих, получивших повреждение здоровья при выполнении порученной работы, в Республике Беларусь действует система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В настоящее время порядок и условия проведения указанного вида страхования регулируются Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (глава 16 «Порядок и условия осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), рядом постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Страхование обеспечивает финансовую защиту имущественных интересов застрахованных и иных физических лиц, связанных с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, компенсируя существенные материальные потери граждан в случае причинения их жизни или здоровью вреда, связанного с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

В 2022 году выплаты БРУСП «Белгосстрах» по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 160 млн. рублей.

В целях экономического стимулирования нанимателей к обеспечению здоровых и безопасных условий труда законодательством  предусмотрена система скидок и надбавок к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организациям устанавливается скидка к страховому тарифу. Если выплаты потерпевшим превысят размер уплачиваемых взносов, БРУСП «Белгосстрах» установит надбавку к страховому тарифу.

Кроме того, в соответствии с рекомендациями Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов  в коллективные договоры многих организаций включаются нормы о выплате семье погибшего на производстве до 10 средних годовых заработных плат, а работнику, который получил травму на производстве – выплату среднего заработка за каждый процент потери трудоспособности. Только в связи со смертельными случаями организациями выплачено более 3 млн. рублей.

Таким образом, создание здоровой и безопасной производственной среды для работающих являются не только моральным и юридическим обязательством государства и нанимателей, но и оправдывает себя экономически.

 

Взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов, работодателей по вопросам охраны труда

 

Для устранения многих причин травмирования не требуется материальных или финансовых затрат. Достаточно, чтобы каждый на своем месте добросовестно исполнял свои обязанности, т.е. речь идет об обеспечении трудовой и производственной дисциплины на каждом рабочем месте. Именно на это должны быть направлены в первую очередь совместные усилия нанимателей, профсоюзов и других заинтересованных.

Неслучайно в Генеральном соглашении между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов  вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда посвящена отдельная глава

В целях принятия совместных действий для обеспечения безопасных и здоровых условий труда на производстве Стороны договорились:

осуществлять сотрудничество по вопросам совершенствования нормативной правовой базы в области охраны труда;

содействовать реализации в организациях профилактических мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;

способствовать внедрению и совершенствованию созданных в организациях систем управления охраной труда, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

обеспечивать в рамках компетенции финансирование мероприятий по охране труда;

совершенствовать систему аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе развивать автоматизированные системы учета и анализа данных по вопросам условий и охраны труда;

осуществлять взаимодействие органов государственного надзора и общественного контроля по вопросам охраны труда;

учитывать положительный международный опыт в области охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Стороны договорились считать дату подписания Соглашения стартом кампании в поддержку Концепции «нулевого травматизма» в Республике Беларусь и обязались способствовать применению в организациях принципов этой Концепции, в том числе приняли на себя обязательства использовать имеющиеся у них возможности для информационного обеспечения кампании в поддержку Концепции «нулевого травматизма».

Традиционно в нашей стране важная роль в решении вопросов охраны труда отведена профсоюзам.

Непосредственно в организациях работает большая армия общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, которая призвана помочь нанимателю в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда.

Для укрепления взаимодействия  по вопросам создания здоровых и безопасных условий труда и профилактики производственного травматизма в сентябре 2019 года подписано Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Федерацией профсоюзов Беларуси о сотрудничестве по вопросам создания безопасных и здоровых условий труда и профилактики производственного травматизма.

 

Результаты работы по обеспечению безопасной и здоровой производственной среды говорят о том, что созданная в Республике Беларусь система работы по охране труда в целом является эффективной. Мы последовательно продвигаемся к достижению одного из важных компонентов достойного труда – обеспечению безопасных и здоровых условий на рабочем месте.

В то же время современное развитие требует новых идей и новых концепций. Необходимо совершенствовать существующие подходы, переходить от традиционного реагирования на уже случившееся происшествие, сделав гораздо больший акцент на профилактику. В этой связи, в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.

Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень.

свернуть

Неделя нулевого травматизма

29.04.2023

С 24 по 30  апреля в учреждении образования проходит "Неделя нулевого травматизма"

Неделя нулевого травматизма проводится с целью обеспечения безопасности и здоровья работников на рабочих местах, предотвращения случаев производственного травматизма в организациях (недопущения ни одного случая травмирования в организации в этот период) путем оперативного выявления нарушений норм охраны труда и применения мер по их устранению.

  «Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

  В целях развития культуры безопасности и гигиены труда, в соответствии с концепцией «Vision Zero», Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО) разработала практический инструмент управления, соблюдение которого может позволить снизить производственный травматизм до минимума.

 

свернуть

Политика в области охраны труда

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

государственного учреждения « Детский сад № 57 г. Витебска»

Политика в области охраны труда разработана в соответствии с целями учреждения, оформлена в виде отдельного документа и подписанного заведующим учреждения образования.

Политика управления образования в области охраны труда направлена на:

соблюдение действующего законодательства по охране труда;

предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

улучшение условий и охраны труда;

информирование работников об условиях труда, о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях, льготах и компенсациях по условиям труда;

активное вовлечение в процесс всех работников, доведение до каждого работника его обязанностей для реализации поставленных целей и задач в области охраны труда.

Политика в области охраны труда:

сформирована исходя из требований заинтересованных сторон (работников, органов государственного управления) с учетом требований п. 4.2 СТБ 18001;

отражает реальные направления развития учреждения образования, осуществление которых возможно с финансовой, организационной и производственной точек зрения;

документально оформлена, реалистична и осуществима;

соответствует характеру и масштабу рисков;

предусматривает обязательства по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, постоянному улучшению системы управления охраной труда и ее результативности, соблюдению требований действующего законодательства в области охраны труда, информированию работников, всех сторонних и контролирующих организаций по вопросам охраны труда;

является основой для разработки целей и мероприятий учреждения образования в области охраны труда.

Заведующий учреждения образования:

определяет основные направления деятельности учреждения образования в области охраны труда ;

с учетом требований актов законодательства определяет политику в области охраны труда;

обеспечивает документальное оформление политики в области охраны труда, организовывает ее реализацию и доведение до сведения работающих, посетителей и других заинтересованных сторон;

систематически рассматривает состояние условий и безопасности труда, корректирует политику в области охраны труда для приведения ее в соответствие с изменяющимися условиями деятельности учреждения образования.

Документально оформленная политика в области охраны труда:

доводится до сведения работающих при проведении вводного инструктажа;

размещается лицом, ответственным за организацию работы по охране труда в учреждении  образования, в уголке по охране труда.

Обеспечение наличия в учреждении образования и структурных подразделениях действующей версии политики в области охраны труда осуществляет лицо, ответственное за организацию работы по охране труда ( или руководители подразделений) путем выдачи копий и учета выданных экземпляров.

Контроль выполнения основных направлений деятельности учреждения образования в области охраны труда осуществляется при проведении периодического контроля и аудитов системы управления охраной труда.

Политика в области охраны труда  может подвергаться изменениям по результатам совещания по анализу системы управления охраной труда, где она ежегодно проверяется на пригодность и соответствие целям в области охраны труда. При внесении изменений новую редакцию политики в области охраны труда подписывает заведующий учреждения, на ней указывается новая дата и расшифровка подписи.

Устаревшая редакция политики в области охраны труда изымается руководителями структурных подразделений из мест, где она хранилась (согласно данным по учету), взамен выдается новая редакция. Устаревшие экземпляры политики в области охраны труда уничтожаются лицом, ответственным за охрану труда и руководителями структурных подразделений.

свернуть